Истоки русских портретов женщин
Описывая традиции живописи XVII столетия в России, мы сталкиваемся с тем, что изображение женщин в портретах было исключительным событием. Превосходство в этом плане принадлежало только женщинам из царских фамилий, таких как род Романовых, где особенное внимание уделялось царицам и царевнам. Софья Багдасарова проведет нас через этот захватывающий мир первых женских портретов на Руси.
Первые проблески женских образов в портретах
В XVII веке на Руси развивалась традиция парсун – особая форма иконографического портрета. Эти работы имели мало схожего с привычными нам сегодня картинами, поскольку изображали людей в статической позе, зачастую в богатых одеждах, но без выражения эмоций. Таким образом, изображалась царица Марфа Апраксина, фигурировавшая в роли невесты царя Федора III. Ее портреты сохранились в Государственном Русском музее.
Интересно отметить, что в то время в кремлевских мастерских работали не только русские мастера, но и иностранные художники. Известно, что они привносили в произведения более реалистичный подход, несмотря на отсутствие настоящих шедевров в коллекциях.
Царицы и их представители на полотнах
Марфа Апраксина, например, в своих поздних изображениях предстает как строгая дама постарше, отражая её статус царской вдовы. Наталья Нарышкина, вторая жена царя Алексея, запечатлена в более нарядном, но тоже сдержанном образе. Позже такие портреты стали очень популярны и их копии украшали многие дворцы России. Записи свидетельствуют, что оригинальный портрет Натальи создал мастер Михаил Чоглоков.
Царевны и искусствоведы
Царевна Софья, сестра Петра Великого, представлена на известном аллегорическом портрете, выполненном в европейской стилистике. Такой подход стал новинкой для русской живописи того времени. Интересно, как живопись эпохи преобразилась под влиянием западной культуры: Софья здесь изображена в необычной композиции, восходящей к произведению Леонтия Тарасевича.
Также царь Петр I приказал запечатлеть образы своих сестер и других представительниц рода Романовых. Литография с портрета царевны Софьи показывает, что её изображение доведено до уровня символа: благородство и величественность стали неотъемлемой частью её образа.
Новые веяния в изобразительном искусстве
Наступление XVIII века стало новой вехой для жанра женского портрета в России. Представительницы рода Романовых стали изображаться с акцентом на соответствие европейским стандартам. Примером послужили произведения Ивана Никитина — художника, чьи работы запечатлели образы женщин нового поколения, таких как Прасковья Салтыкова и её дочери. Эти портреты отражают одобрение европейской политики, проводимой Петром I.
Таким образом, портретное искусство России XVIII века приобрело дополнительные измерения: это стало инструментом пропаганды насаждаемого европейского образа жизни, явным проявлением новых веяний и предпочтений в её культуре и политике. В заключение, художники, создавая портреты женщин, передавали своей кистью моду и мысли эпохи, стоя на стыке Востока и Запада.