Погружение в творчество Фалька: «Обнаженная в кресле»

Картина Роберта Фалька 'Обнаженная в кресле'. 1923. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Роберт Фальк, известный художник начала XX века, подарил миру много пленительных полотен. Одним из самых знаменитых произведений является «Обнаженная в кресле». Женщина, изображенная на картине, была символом времени. Натурщицей выступила Станислава Осипович — муза для многих выдающихся художников той эпохи, в том числе и для Серова, Коровина и Кончаловского. Впрочем, личность Осипович представляла собой нечто большее, чем просто модель, она воспринимала свое ремесло как высокую миссию — служение искусству.

Работа над «Обнаженной…» велась в тяжелых условиях. Знаменитая картина создавалась в стенах студии ВХУТЕМАСа, где ощущалась нехватка даже базовых удобств. Это было время нехваток и ограничений: холодные помещения, отсутствие топлива. Тем не менее, Фальк умудрился создать произведение, которое, несмотря на прошедшие годы, осталось неподвластным времени и моде.

Художественная эволюция и техника

Экспериментатор в душе, Фальк не был чужд стилевым преобразованиям. Работая над «Обнаженной в кресле», он отошел от строгого кубизма и придал картине более живую, дышащую текстуру. Гладкие мазки и игра света стали важными элементами, подчеркивающими женственность и естественность тела. Цветовая палитра картины была далека от стандартной и включала необычные оттенки, такие как голубой и серый.

Последствия выставки в 1962 году

Фотография Никиты Хрущева: ТАСС

После смерти в 1958 году, работы Фалька постепенно привлекали внимание широкой публики. Кульминацией этого процесса стала выставка 1962 года. Советские политики, включая Никиту Хрущева, подвергли картину резкой критике. Хрущев в своей известной речи не стеснялся в выражениях, называя работу «мазней», что, по его мнению, не достойно считаться искусством. Тем не менее, этот скандал сыграл роль катализатора, вернувшего интерес публики к фигуре Фалька и его творчеству.

Современная оценка

Теперь, когда прошло более полувека, произведение Фалька не только реабилитировано в глазах общества, но и удостоилось почестей. Это экран времени, способный рассказать о тех днях куда больше, чем исторические документы. Ныне картина является гордостью Третьяковской галереи. Грандиозная выставка в 2021 году познакомила тысячи зрителей с феноменом Фалька, и, конечно, главным её украшением вновь стала «Обнаженная в кресле» — символ неограниченной свободы и неиссякаемого вдохновения.