Загадочная Москва: нераскрытые тайны полотен Юрия Пименова!

Юрий Пименов был верным обожателем Москвы: с ее новыми зданиями, суетливыми пешеходами и знаменитостями. В своих произведениях он запечатлел повседневную жизнь простых москвичей: на полотне «Новая Москва» — девушка за рулем раннего советского автомобиля, а в цикле «Новые кварталы» — работники столицы, крановщицы, малярши, модники, молодожены.

Начало творческого пути: кризисы и успех

Юрий Пименов. «Даешь тяжелую индустрию!». 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Юрий Пименов. Мы строим социализм (фрагмент). 1931. Частное собрание

Юрий Пименов. Бега. 1928. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Его отец, занимающийся юриспруденцией и интересующийся живописью, поддержал выбор сына стать художником. Дом Пименовых находился вблизи Третьяковской галереи, где маленький Юрий часто бывал, долго вглядываясь в картины знаменитых русских художников. Особенно его впечатлила работа Саврасова «Грачи прилетели», которая оставила неизгладимый след в душе будущего художника.

В 1920–1925 годы он был студентом престижного художественного института ВХУТЕМАС, где его учителями стали выдающиеся деятели искусства — график Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин. Вместе с выпускниками ВХУТЕМАСа Пименов создал объединение «Общество художников-станковистов». В то время его вдохновлял немецкий экспрессионизм. Спортивные темы, кино и достижения науки стали предметом для его творчества в начале XX века. Одной из запоминающихся работ этого периода стала картина «Даешь тяжелую индустрию!» (1927), с восторгом принятая критиками.

Начало 1930-х годов было трудным временем для художника. После постановления о ликвидации художественных движений Пименова подвергли критике за формализм. Заболевший маститым недугом, он переживал: «Это было мое тяжелое время. Меня оставили без дохода и работы». 

Возвращение в искусство: «Новая Москва»

 

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Государственная Третьяковская галерея, Москва                                                                                                

Пименов сумел найти в себе силы и вернуться в искусство. В 1930-е годы внимание его всего творчества сосредоточилось на столичной жизни. Художник часто совершал прогулки по отдаленным уголкам Москвы, посещая также Подмосковье. В то же время, он писал уличные сцены и здания новой Москвы. К 1937 году относится его полотно «Новая Москва». Как писал Иван Долгополов в своей книге «Мастера и шедевры» (1973): «„Новая Москва“ — словно открытое окно в новую жизнь…». 

Военные годы: «Фронтовая дорога»

Юрий Пименов. Фронтовая дорога. 1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург                                                                                                В период Великой Отечественной войны Пименов создал агитационные плакаты: изобразил героев фронта и тыла. Во время эвакуации он оставался в Москве, фиксировал будни военноей столицы. В 1943 году его отправили на Северо-Западный фронт в районе Старой Руссы и Ленинграда.

В 1944 году художник создал знаменитую картину «Фронтовая дорога», возвращая себе стиль, использованный в «Новой Москве». Снова перед зрителем предстает девушка за рулем автомобиля, но теперь в условиях жестокой военной действительности.

Юрий Пименов вызывал остроту простых моментов, наделяя их эмоцией и силой. Его работы о москвичах воплощают эмоциональность и реализм времени. Открывая сердцевину повседневности, он добился замечанного признания в обществе художников.