Скандал в мире искусства: шедевр оказался подделкой?

Откроем мир творчества, подаренного детям известными русскими мастерами — от поэтов до художников, включая одну императрицу.

Сказки Екатерины II

Степан Щукин. Портрет Александра I (фрагмент). Начало 1800-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II (фрагмент). 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Степан Щукин. Портрет императора Павла I (фрагмент). Конец XVII. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва 

Екатерина II, известная своими непростыми отношениями с сыном Павлом I, тем не менее проявляла заботу и любовь к своему внуку Александру. В этом стремлении она написала несколько наставительных сказок, среди них «Сказка о царевиче Хлоре», повествующая о юноше, искренне стремившемся к добродетели, и «Сказка о царевиче Фивее», касалась этических стандартов для царских наследников. Эти произведения стали значимыми вкладом в русскую литературу, оказав влияние на её развитие.

Портреты Ильи Репина

Илья Репин. Стрекоза. Портрет Веры Репиной. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Илья Репин. Портрет Веры Репиной. 1878. Частное собрание 

Илья Репин. Осенний букет (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Илья Репин, очень любивший своих детей, часто изображал их в своих произведениях. Старшая дочь Вера стала моделью для нескольких его полотен, таких как «Портрет Веры Репиной» и «Стрекоза». Репин нашёл в своих детях источник вдохновения и с удовольствием запечатлел их в искусстве.

Портреты Константина Маковского

Константин Маковский. Семейный портрет. 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Константин Маковский. Сережа (Портрет сына в матроске) (фрагмент). 1887. Частное собрание 

Константин Маковский. Портрет сына в мастерской (Маленький антиквар) (фрагмент). 1882. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород 

Константин Маковский, создавая портреты членов своей семьи, особенно уделял внимание детям. Его сын Сережа часто становился героем отеческих картин, таких как «Маленький антиквар» или «Портрет сына в матроске». Через эти работы Маковский передавал семейное тепло и взаимопонимание.

Портреты Валентина Серова

Валентин Серов. Дети художника. Ольга и Антоша Серовы (фрагмент). 1906. Частное собрание 

Валентин Серов. Дети (Саша и Юра Серовы) (фрагмент). 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Валентин Серов. Портрет Миши Серова (фрагмент). Конец 1890-х. Частное собрание 

Валентин Серов запечатлел на множестве своих произведений своих шестерых детей, каждый из которых занял особое место в его жизни. Картины, посвященные Саше и Юре, или портреты Миши, не только демонстрируют мастерство художника, но и сохраняют наглядные памятники его семейной жизни.

Портреты Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова. За обедом (За завтраком) (фрагмент). 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва 

Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова (фрагмент). 1909. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург 

Зинаида Серебрякова. Карточный домик (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

Зинаида Серебрякова, потеряв мужа и претерпев множество трудностей, нашла утешение в своих детях. Картина «За обедом» показывает три из её четырёх детей, а «Карточный домик» демонстрирует спокойствие детства, несмотря на внешние бурные времена. Серебрякова всегда искала тепло и поддержку в общении со своими близкими, воспроизводя эти чувства на холсте.

Стихи Марины Цветаевой

Дети Марины Цветаевой — Аля и Андрюша Трухачев. 1916 год. Фотография: Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве, Королев, Московская область 

Слева направо: поэтесса Марина Цветаева с мужем — публицистом Сергеем Эфроном и сыном Муром. 1930 год. Фотография: Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве, Королев, Московская область 

Поэтесса Марина Цветаева с сыном Муром. Медон, Франция, 1928 год. Фотография: Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве, Королев, Московская область 

Марина Цветаева, проживая сложные периоды жизни, находила вдохновение в своих детях. Стихи, посвященные дочерям Ариадне и Ирине, выражают глубину её чувств и материнскую любовь. Ариадна была её главной музой, тогда как стихотворение «Под рокот гражданских бурь» в памяти сохранилось как трагическая дань умершей Ирине.

Стихи Бориса Пастернака

Писатель Борис Пастернак с сыном Евгением. Москва, 1926 год. Фотография: Илья Эренбург / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва 

Писатель Борис Пастернак. 1920–1930 годы. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва 

Писатель Борис Пастернак с сыном Евгением. Москва, 1926 год. Фотография: Илья Эренбург / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва 

В годы, когда публикация многих произведений была затруднена, Борис Пастернак посвятил свои усилия детской литературе. Написанные для сына Евгения, стихи «Зверинец» и «Карусель» стали яркими примерами творчества, посвященного детям, и оказали значительное влияние на следующие поколения читателей.

Сказки Булата Окуджавы

Поэт Булат Окуджава со второй женой Ольгой Арцимович. Вторая половина XX века. Фотография: Калужский объединенный музей-заповедник, Калуга 

Поэт Булат Окуджава. Поселок Переделкино, Московская область, 1962 год. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа Арт Музей, Москва 

Поэт Булат Окуджава во дворе своего детства. Москва, 1976 год. Фотография: Николай Лаврентьев / Мультимедиа Арт Музей, Москва 

Булат Окуджава, писавший сказки, полные фантазии и забавных персонажей, для своего сына, вскоре решил объединить их в повесть по предложению Беллы Ахмадулиной. Так появилась книга «Прелестные приключения», которая сумела завоевать сердца юных читателей как в СССР, так и за рубежом, благодаря интригующему сюжету и новым героям.