Тайные музеи: русские женщины-портреты известных художников Европы
Какие русские женщины вдохновляли таких великих художников, как Дали, Матисс и Пикассо? Это были Ольга Хохлова, Елена Дьяконова и Лидия Делекторская. Давайте познакомимся с их портретами и узнаем об этих замечательных русских музах, которые на протяжении многих лет были спутницами самых известных художников XX века.
Муза законного брака
Имя: Ольга Степановна Хохлова
Место рождения: Нежин
Годы жизни: 1891–1955
Профессия: балерина
Муж: Пабло Пикассо
Брак: c 1918 до 1935 (разрыв) и до 1955 (официально)
Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919) и др.
Картина «Портрет Ольги в кресле» была создана Пикассо в начале их знакомства. Ольга, пленившая художника, была хрупкой и изящной балериной известной труппы Сергея Дягилева. Пикассо настолько вдохновился ею, что на время изменил своему абстрактному стилю и вернулся к более реалистичному изображению. Он писал: «Я хочу, чтобы мои картины отражали настоящее Ольгино лицо…»
Несмотря на нежное начало, со временем отношения между Пикассо и Ольгой начали усложняться. Художник стал изображать ее в абстрактных формах, которые она не любила, и отношения исчерпали себя. Несмотря на разрыв отношений, Пикассо оставил Ольгу своей формальной женой, что позволяло ему не делить свою художественную собственность.
Муза внутреннего мира
Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова
Псевдоним: Гала
Место рождения: Казань
Первая работа: учитель
Годы жизни: 1894–1982
Муж: Сальвадор Дали
Брак: с 1934 до 1982
Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945) и др.
«Атомная Леда» — одна из самых известных работ Дали, созданная под влиянием разрушительных событий, произошедших в мире. Однако сюрреалист рассматривал реальность только как повод для обращения к собственному внутреннему миру, где царствовала его женщина — Гала. Она была его музой, вдохновением и реализацией его художественного гения.
Гала, сиявшая как праздник, оставила за собой путь музовства и среди других выдающихся художников и поэтов. Она включалась в творческий процесс, оставаясь частицей реальности даже в самых эксцентричных и причудливых творениях Дали, оставаясь его истинной и непоколебимой музой.
Муза счастливой старости
Имя: Лидия Николаевна Делекторская
Место рождения: Томск
Годы жизни: 1910–1998
Образование: медицинское
Партнер: Анри Матисс
Знакомство: c 1932 до 1954 (до его смерти)
Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом» (1937) и др.
Лидия Делекторская, эмигрировавшая из России, нашла своё место в художественном мире вокруг талантливого Матисса. Она стала для него не только моделью, но и вдохновением, с которыми связалась настоящая дружба и привязанность. Их сотрудничество переросло в нечто большее, чем просто рабочие отношения, став своеобразным символом красоты, запечатленной на холстах художника.
После ухода Матисса Лидия продолжила сохранять его наследие, передав многие его работы и личные вещи в Эрмитаж. Она осталась преданной памяти своей величественной дружбы с художником, отражая в себе дух человечности и красоты, которую Матисс увековечил в своих картинах.