"Бубновый валет": Восход русской авангардной живописи

В начале XX века авангардное искусство России ознаменовало собой появление группы под названием «Бубновый валет». Это объединение, зародившееся на рубеже 1910-х годов, трансформировало восприятие искусства благодаря своей приверженности европейским авангардным течениям и стремлению к экспрессии. Художники данной группы черпали вдохновение в окружающих предметах, отдавая предпочтение натюрморту как ключевому жанру. Вернемся к истории «Бубнового валета» и выдающимся работам его участников. 

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского (фрагмент). 1910. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

История и ключевые художники

Официальное оформление «Бубнового валета» состоялось в 1911 году, хотя первая выставка прошла в 1910-м, шокировав публику провокационным названием. Художники этой группы, включая Петра Кончаловского, Илью Машкова и Аристарха Лентулова, отвергали традиции XIX века и обращались к кубизму и французскому постимпрессионизму, сея революцию в восприятии искусства. Их основным учителем стал Поль Сезанн, чьи принципы особенностей формы и цвета нашли воплощение в натюрмортах группы.

Помимо уже названных художников, в выставках участвовали Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Василий Кандинский. Однако в 1916 году некоторые из основателей, такие как Машков и Кончаловский, покинули группу, и уже через год, в 1917-м, состоялась последняя их выставка.

Петр Кончаловский: "Натюрморт. Поднос и зеленая картонка"

Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка 

Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка (фрагмент). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва

Кончаловский, вдохновленный Ван Гогом, акцентировал внимание на экспрессии и яркости изображения. Полотно «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка» выделяется декоративностью благодаря насыщенным цветам и округлым формам предметов. После революции Кончаловский оставил авангард, переключившись на социалистический реализм.

Аристарх Лентулов и "Самовар"

Аристарх Лентулов. Самовар 

Аристарх Лентулов. Самовар. 1913. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Лентулов, вдохновленный кубизмом, интегрировал мозаичные элементы в свои работы. «Самовар» стал примером его уникального подхода, где предметы изображены как геометрическая композиция, вплетающаяся в общее полотно.

Илья Машков: "Синие сливы"

Илья Машков. Синие сливы 

Илья Машков. Синие сливы (Фрукты на блюде). 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Машков приобрел репутацию благодаря свои обобщенным натюрмортам с яркой цветовой обводкой. Его «Синие сливы» очаровывают яркостью и контрастностью, подчеркивая уникальную стилистику автора, который позднее также обратил свой взор к реалистическому искусству.

Роберт Фальк: "Бутылки у окна"

Роберт Фальк. Бутылки у окна 

Роберт Фальк. Бутылки у окна. 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Роберт Фальк, обладая проницательным взглядом и созидающей силой, создавал полотна, пропитанные лиризмом. В своей работе «Бутылки у окна» он объединяет кубистические элементы с мягкими формами, достигая выразительности и глубины чувства. Современные критики признали Фалька связующим звеном между революционным авангардом и следующими поколениями мастеров.

Эти художники внесли неизгладимый вклад в русское авангардное искусство, их наследие продолжает восхищать и вдохновлять зрителей во всем мире.