Галерея Варвар: Образы с полотен русских художников

Имя Варвара издавна известно на Руси, в первую очередь благодаря знаменитой святой Варваре Илиопольской, чьи мощи были выставлены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре. Это имя не фигурировало среди правящих династий Рюриковичей и не вошло в употребление у дома Романовых. Однако с XVII века его популярность возросла. Портреты с изображением Варвар появились в российской живописи только в XVIII столетии, одновременно с развитием портретного жанра.

Г.Х. Грот. Портрет Варвары Алексеевны Шереметевой. 1746. ГТГ

Портрет, написанный Г.Х. Гротом в 1746 году, изображает Варвару Алексеевну Шереметеву в серебристом наряде. Она, будучи дочерью князя Черкасского, стала самой богатой невестой России своего времени. На полотне она держит руку на портрете императрицы Елизаветы, как символ своей службы камер-фрейлиной. Ее лицо украшает яркий макияж, характерный для ее времени.

П.А. Ротари. Портрет Варвары Петровны Шереметевой. 1760. ГРМ

На картине П.А. Ротари 1760 года изображена дочь Варвары Алексеевны — Варвара Петровна Шереметева. Одеяние и украшения подчеркивают дух эпохи рококо: в ушах — огромные бриллианты, а на платье — роза, символизирующая кокетство и изящество. Девочка тянет ручку к цветку — знак легкости и игривости времени.

Э. Виже-Лебрен. Портрет Варвары Николаевны Головиной, 1797-1800. Университет Бирмингема

Сентиментализм и романтизм находят отражение в портретах конца XVIII века. На полотне Э. Виже-Лебрен мы видим Варвару Николаевну Головину — подругу императрицы и автора записок. Портреты сохранили атмосферу времени, подчеркивая утонченность и женственность.

Дальнейшие изменения в моде и вкусе

Переходя в XIX век, визуальная стиллистика русской живописи продолжала эволюционировать под влиянием европейских трендов. Мастер И. Крамской создал выдающийся портрет Варвары Кирилловны Лемох — юной девушки в стиле мушкетерского времени, что нашло отражение в одежде и аксессуарах.

И. Репин. Портрет Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт. (1889, ГТГ)

Особого внимания заслуживает портрет Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбандт, написанный И. Репиным в 1889 году. Известная как Красная Баронесса, она оставила значительный вклад в создание Обществ Красного Креста, а также была активной участницей Первой мировой войны.

Таким образом, образы Варвар в русской живописи не только отражают личные истории этих уникальных женщин, но и отображают изменения в художественных стилях, а также в общественной и культурной жизни России.