Секреты великих картин, которые изменят ваше восприятие искусства!
Произведения искусства нередко приобретают особую известность благодаря окружающим их мифам или неожиданным открытиям, которые показывают, что они не таковы, как кажутся. Сегодня мы погрузимся в таинственный мир русских художественных произведений и раскроем некоторые необычные истории, связанные с ними.
«Монахиня» Ильи Репина
Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой
С портрета смотрит задумчивая молодая женщина в строгом монашеском одеянии — на первый взгляд, это классический образ. Однако, мемуары Людмилы Шевцовой-Споре, племянницы жены Репина, содержат интригующую историю. Оказалось, что для «Монахини» позировала Софья Репина (по рождению Шевцова), которая была сестрой жены Репина — Веры. Несмотря на брак с Верой, художник был увлечен Софьей. Обида из-за ссоры с моделью побудила Репина «одеть» её в монашеские одежды на портрете, что было подтверждено рентгенограммой, обнаружившей под монашеской рясой бальный наряд.
«Аллея парка» Исаака Бродского
Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911
Ученику Репина, Исааку Бродскому, также удалось создать арт-головоломку. Его картина «Аллея парка», представленная в Третьяковской галерее, скрывала за своими слоями краски иной шедевр — «Аллею парка в Риме», считавшуюся утерянной. Исследователи обнаружили, что Бродский внес несколько изменений, чтобы адаптировать итальянский ландшафт к советским реалиям, возможно, в стремлении укрыться от идеологических требований своего времени.
«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина
Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея
Известный лесной пейзаж, известный как «Утро в сосновом лесу», не обошелся без помощи другого художника — Константина Савицкого. Именно он предложил идею картины и добавил фигуры медведей, которых сам Шишкин, будучи специалистом по лесным пейзажам, не сумел нарисовать. Тем не менее, из-за отказа Павла Третьякова признавать совместное авторство, подпись Савицкого была удалена.
«Портрет хористки» Константина Коровина
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета
Одна из интересных особенностей картин — их скрытые слои, как и у портрета Коровина. Надпись на обратной стороне холста заявляла, что Коровин был предшественником русского импрессионизма. Однако исследования показали, что указанный дату создания художник сознательно изменил, чтобы подчеркнуть собственное новаторство. На самом деле, работа была завершена в 1887 году, как и ожидалось.
Заключение
Открытия, связанные с художественными произведениями, придают особую глубину и загадочность полотнам, которые, казалось бы, давно изучены. Внимательное изучение картин позволяет раскрыть больше, чем то, что видно на первый взгляд, и ценность таких открытий невозможно переоценить почти во всех сферах искусства.