Секреты стиля: что носили и зачем красавицы с известных портретов?
Простота платьев, роскошь мехов, выразительные блузы и русский шалиный стиль — вспомним, какая одежда украшала героинь знаменитых произведений русских художников.
Мария Лопухина
Владимир Боровиковский. "Портрет Марии Лопухиной". 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дочь Федора Толстого и супруга егермейстера Степана Лопухина, Мария Лопухина сочетала родословную двух древних русских родов. Портрет, созданный в 1797 году Владимиром Боровиковским, отражает эпоху на рубеже столетий, когда мода переместилась к неоклассицизму — простым нарядам в греческом стиле. Боровиковский одел Марию в изысканное белое платье с кушаком, символизирующее классическое греческое влияние в период поздней Екатерины II.
Платье украшено золотыми полосками, подчеркивающими браслет из золотых цепей, а светло-сиреневая накидка усиливает античные ассоциации. После написания портрета, несчастная судьба унесла жизнь молодой Лопухиной в 24 года, но Боровиковский сохранил её красоту на века.
Екатерина Авдулина
Орест Кипренский. "Портрет Екатерины Авдулиной". 1822–1823. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Екатерина Авдулина изображена в платье с высокой талией, характерной для моды начала XIX века. Этот строгий ансамбль дополняет ярко-желтая шаль — дорогая и модная деталь того времени. Шали из Кашмира, или так называемые "кашмировые", считались роскошью. Потребность в них была настолько велика, что в России началось их собственное производство, включая инновационные двусторонние шали с усовершенствованным дизайном.
Женщины первой четверти XIX века сталкивались с ограниченным выбором модных предложений, когда речь шла о тёплых, но при этом современных накидках. Вдохновленные восточными моделями, русские мастера внедряли уникальные приёмы, такие как техника соединительных кайм. Эти изделия сохранились в основных музейных коллекциях, что говорит о поддержании традиций русского мастерства на высшем уровне.
Юлия Самойлова
Карл Брюллов. "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой". До 1842 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Графиня Юлия Самойлова, экстравагантная муза Карла Брюллова, известного русского художника, стала символом моды и стиля. Изображённая в роскошном платье, этот образ точен в стилизации костюмированных балов XIX века, когда любое отклонение от моды подчеркивало статусность и вкус. Её наряд изобилует элементами, напоминающими эпоху Средневековья: декорирование мехом горностая, пышные шелковые юбки и императорская мантия.
Начиная с 1820-х годов, популярность Средневековья проникла на все аспекты культуры, от литературы до одежды. Это отразилось в стилистике костюмов, которые богато украшались драгоценными тканями и аксессуарами. Романтические фантазии позволяли женщинам обрести на балах образы рыцарских дам и сказочных героинь, подчеркивая их индивидуальность и статус.
Неизвестная
Иван Крамской. "Неизвестная". 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На загадочном полотне Ивана Крамского "Неизвестная" до сих пор нет определенности, кто изображен на картине. Наряд героини, несмотря на свое отсутствие амбиций достигнуть экстравагантной моды своего времени, демонстрирует смелость и независимость.
К концу XIX века дамы вновь обратились к турнюрам для достижения пышности форм. Однако на картине героиня сидит свободно и уверенно, возможно, перечеркивая турнюры. Возможно, на ней манто – популярную верхнюю вещь того времени – с богатым меховым оформлением. Ношение "тока" — стильного аксессуара для женской головной наряда XIX века, вписывает этот образ в когорту несущих в себе противоречивые мотивы, объединяя простоту и утонченность.
Дама в красном платье
Илья Репин. "Дама в красном платье" (фрагмент). 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Варвара Икскуль фон Гильденбанд, изображена Ильей Репиным в красном с изысканным оттенком костюме, что отражает ее обширные культурные и общественные интересы. Знаменитый публицист, Икскуль вобрала в себя прогрессивные идеи, воплощенные в гарибальдийке — стиле, подчеркивающем оборонительную борьбу за свободу.
Яркие карминные оттенки, обрамленные мехами и кружевами, символизируют причастность к аристократическому и демократическому кругам. Эта цветовая палитра четко передаёт внутреннюю гармонию между светским и общественным стилем, который она, несомненно, проявляла как в личной, так и в внешней жизнях.