Архип Куинджи: Пейзажи и Муза

На выставке в Третьяковской галерее в Москве мы можем наблюдать природу творчества Архипа Куинджи — одного из выдающихся художников XIX века. Это мероприятие выделяет пять произведений, определивших его художественный путь.

«Осенняя распутица», 1870–1872

Государственный Русский музей

Осенняя распутица

Архип Куинджи, уроженец Мариуполя, начал свой путь как сын сапожника, и его точный год рождения остается загадкой. Юного художника поддержал хлеботорговец, направив его к знаменитому художнику Ивану Айвазовскому, но тот отказался взять его в ученики. Переехав в Петербург, Куинджи, возможно, учился в Академии художеств. В 1868 году он представил свои работы на академической выставке. Благодаря своим исследованиям в области реализма, созданным под влиянием передвижников, Куинджи выполнил картину «Осенняя распутица», которая обеспечила ему признание в художественной среде.

«На острове Валааме», 1873

Третьяковская галерея

На острове Валааме

На Ладожском озере Архип Куинджи запечатлел суровые и великолепные виды Валаама. В этой картине он ушел от классических канонов, предпочитая наблюдения природы. Слухи о его произведении быстро распространились, что привлекло внимание Павла Третьякова. Илья Репин описал картину как впечатляющую, а вскоре после этого она была приобретена в собрание Третьяковской галереи, повысив известность художника.

«Украинская ночь», 1876

Третьяковская галерея

Украинская ночь

На V выставке передвижников «Украинская ночь» ошарашила публику. Яркий контраст лунного света и темной ночи в деревенских сценах был высоко оценен критиками, что дало начало термину «куинджевское пятно». Работы Куинджи приобрели большое признание, благодаря сильным визуальным эффектам.

«Березовая роща», 1879

Третьяковская галерея

Березовая роща

Архип Куинджи продолжал удивлять уникальной игрой светотени. Он посетил Париж с женой для участия во Всемирной выставке, где его работы, выполненные в стиле, напоминающем импрессионизм, завоевали внимание. «Березовая роща» стала одной из картин, высоко оцененных критиками и публикой, его называли даже «русским Моне».

«Лунная ночь на Днепре», 1880

Государственный Русский музей

Лунная ночь на Днепре

«Лунная ночь на Днепре» показывает использование светотени, поражая зрителей магическим силуэтом. Картина повлияла на зрителей так сильно, что на выставке она привлекла толпы посетителей. В 1882 году Куинджи решил уйти от официальной сцены, оставив богатое творческое наследие, которое стало известно лишь после его смерти. Архип Куинджи оставил после себя невероятное наследие и уникальный взгляд на природу, который и сегодня вдохновляет множество художников и ценителей живописи.