Секреты ар-деко: что вы упускаете в мире искусства?

Как зародился стиль ар-деко и кто внес свою лепту в его развитие? Давайте разберемся в загадках этого декоративного течения вместе с искусствоведом Софьей Багдасаровой.

Что такое ар-деко?

Лист из альбома Feuillets d'Art. 1919

Лист из альбома Les choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. 1911

Лист из альбома Modes et Manières d'Aujourd'hui. 1914

Ар-деко – декоративный стиль, который приобретает популярность в Европе и Америке после отступления модерна между мировыми войнами. Отличаясь в основном в дизайне индустрии – моде, ювелирных изделиях, постерах, архитектуре и интерьерах, ар-деко вводит в обиход роскошь и изящество. В то время как великое искусство эпохи экспериментировало с такими направлениями как экспрессионизм и абстракционизм, ар-деко оставалось доступным для ежедневной жизни, олицетворяя уютное великолепие.

Как распознать ар-деко?

Портсигары, пудреницы. 1930-е. Институт моды Киото

Обложка журнала Vogue с «оптическим» платьем от С. Делоне. 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Сумочки. Ок. 1910. Институт моды Киото

Ар-деко легко узнать по элегантности и изисканию. Объекты этого стиля часто отражают утонченную текстуру материалов и богатую палитру сложных оттенков, особенно черного. Геометрические узоры и плавные линии создают гипнотический эффект. На дизайн также повлияли древние египетские и японские мотивы, что придает ему экзотическое очарование. Технический прогресс отразился в стилизованных изображениях поездов и авиации.

Мода в стиле ар-деко

Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля

Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля

Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Ар-деко особенно ярко проявилось в женской моде, освободив дам от ограничений прошлого – корсетов и длинных юбок. Такие модельеры как Поль Пуаре и Мариано Фортуни вдохновлялись экзотическими костюмами, создавая яркие, свободные наряды, которые отлично подходили для современных ритмов танца, таких как чарльстон и танго.

Ювелирные изделия в стиле ар-деко

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Ар-деко нашло свое отражение и в ювелирном искусстве через работы таких домов как Cartier и Van Cleef & Arpels. Эпатаж и резкое отличие от ар-нуво проявились в чистых геометрических формах и дерзких цветовых комбинациях, таких как черный оникс и рубин, с акцентом на исторические артефакты в дизайне.

Ар-деко в Советской России

Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Станция метро «Маяковская»

Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

В молодой Советской России ар-деко замаскировалось в архитектуре в виде сталинского ампира, находя отклик в пышности московских небоскребов, которые соперничали с манхэттенской архитектурой. Его влияние угадывается также на станциях метро («Маяковская», «Кропоткинская»), а также в сооружениях как перед зданием Министерства иностранных дел. Несмотря на трудности изоляции, ар-деко просочилось даже в русское изобразительное искусство благодаря влиянию эмигрантов.

Русские мастера ар-деко

Соня Делоне. Похожие платья (Три женщины). 1925. Музей Тейт Модерн

Эрте. Держатели драгоценностей. Фоли-Бержер, 1927

Тамара Лемпицка. Автопортрет в зеленом бугатти. 1929. Частная коллекция

Вклад русских эмигрантов в ар-деко трудно переоценить. Дизайн обложек Эрте для Vogue и Harper's Bazaar стали иконой стиля, а работа художницы Сони Делоне принесла в ар-деко яркость и динамичность. Тамара Лемпицка утвердила стиль в живописи, внося в него индивидуальный характер, сочетающий классическое и модернистское искусство.