Разоблачение Татьяны: как Пушкин изменил облик русской музы!

Имя Татьяна приобрело широкую популярность с выходом «Евгения Онегина», но задолго до этого оно было известно в дворянских кругах. История портретов Татьян с XVIII по ХХ века раскрывает роль этого имени в искусстве и культуре, что мы и обсудим вместе с экспертами и знатоками искусства.

А. Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой. 1761. ГТГ А. Пэн. Портрет княжны Татьяны Борисовны Куракиной. 1-я пол. XVIII века, ГЭ Неизвестный художник. Портрет Анастасии Нарышкиной с дочерьми Татьяной и Александрой. Начало 1710-х годов, ГТГ

Среди знатных семей Российской империи Татьяна была распространенным именем, особенно среди Романовых еще в XVII столетии. Например, так звали сестру первого царя Михаила Федоровича. В XVII и XVIII веках имя оставалось популярным среди знати. Одна из значительных фигур — Татьяна Шувалова, чей сын выбрал день именин матери для основания Московского университета, сделав Татьянин день Днем студента. Еще об одной Татьяне — княгине Татьяне Трубецкой, запечатленной на полотне Алексея Антропова в 1761 году, видно, как роскошная мода того времени отражена через яркие банты и цветы.

Первые портреты Татьян датируются началом XVIII века. Один из таких — семейный портрет Нарышкиных, выполненный неизвестным мастером, где внимание уделено мелким деталям платьев и модным аксессуарам. Примерно в это время Антуан Пэн создал портрет известной княжны Татьяны Борисовны Куракиной, где подчеркнуты светотень и текстура тканей.

Д. Левицкий. Портрет Татьяны Петровны Разнатовской. 1781. Государственный художественный музей Беларуси Н. Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой. 1789. Кусково Э. Виже-Лебрён. Портрет Татьяны Васильевны Энгельгардт. 1797. Фудзи-музей, Токио

Во второй половине XVIII века имя Татьяна стало более распространенным среди различных социальных слоев. На работах Дмитрия Левицкого и Николая Аргунова видны портреты аристократок и простолюдинок, таких как Татьяна Шлыкова. Ведущие мастера того времени, такие как Виже-Лебрён, создавали портреты Татьяны Энгельгардт, подчеркивая роскошь и богатство своих моделей.

Среди уникальных портретов XIX века выделяется работа Франца Ксавера Винтерхальтера, изображающая Татьяну Юсупову. Ее потомки продолжают традиции, формируя портретную галерею знатного рода. Именно благодаря роману Пушкина «Евгений Онегин» имя стало ассоциироваться с романтическим и благородным образом, что закрепило его популярность на долгие годы.

В. Васнецов. Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884, ГТГ) И. Репин. Портрет Татьяны Львовны Толстой (1893, Ясная Поляна) Ф. Винтерхальтер. Потрет Татьяны Александровны Юсуповой (1858, ГЭ)

Уже в XIX веке, с развитием литературы и искусства, персонажи и реальные личности с именем Татьяна стали частыми гостями на полотнах мастеров. Художники, такие как Илья Репин и Виктор Васнецов, запечатлели дочерей великих писателей и предпринимателей. Живопись стала доступнее, и портреты заказывали не только дворяне, но и меценаты. Имя Татьяна, пришедшее из литературных страниц, вновь нашло свое место среди высших слоев общества.

Имя Татьяна прочно вошло в топ популярных имен в начале ХХ века, оставив свой след на культурных и исторических страницах России. В своих работах художники, такие как Михаил Врубель и Борис Кустодиев, продолжали изображать Татьян, показывая эволюцию женских типов и роль женщин в обществе, соединяя традиции и современность на своих полотнах.