Корабли в небе: Эпохальные изобретения на полотнах Лабаса

Известный авангардист Александр Лабас оставил яркий след в истории советского искусства как романтик, воспевавший достижения технологического прогресса нового государства. В его произведениях, наполненных светом и оптимизмом, отражалась вера в покорение времени и пространства разумом, как это прослеживается и в передовой поэзии того времени. Софья Багдасарова рассказывает о темах скорости и движении в картинах Лабаса.

Пионерский советский дирижабль

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. Государственная Третьяковская галерея 

Александр Лабас. Дирижабль и детдом. 1930. Государственный Русский музей 

Александр Лабас. Дирижабль. 1931. Государственный Русский музей 

Одна из самых известных картин Лабаса — «Первый советский дирижабль» (1931). На этой работе он передает движение воздушного корабля. Точные данные о прототипе судна неизвестны, но ясна форма окна и мотогондол. Однако первый советский дирижабль «Красная звезда» (1920) был мягким и выглядел иначе, как и последующие модели. Напоминающий дирижабль Лабаса появился в СССР лишь позже, например, СССР-В6 «Осоавиахим» постройки 1934 года. Возможно, на написание картины повлиял зарубежный «Graf Zeppelin».

Название «Первый советский дирижабль» из Третьяковской галереи не соответствует изображённому на полотне, тем не менее, таким образом художник подчеркивает свой интерес к прогрессу. Вариант из Русского музея именуется скромнее — «Дирижабль», что отражает правду.

Поезд-первопроходец на Турксибе

Александр Лабас. Первый паровоз на Турксибе. 1931. Государственная Третьяковская галерея 

Александр Лабас. Луганск. На заводе. 1935. Государственная Третьяковская галерея 

В том же 1931 году Лабас создал полотно «Первый паровоз на Турксибе», вдохновленный началом железнодорожного проекта Туркестано-Сибирской магистрали. Экспрессионизм художника раскрыт через простые линии и приглушенные оттенки. Первая поездка по ней состоялась в 1927 году, когда по путям прошел паровоз серии Ов. Официальное открытие состоялось в 1930 году, сопровождавшееся прохождением паровоза Э-1441. Однако в основе картины Лабаса лежит другое видение: он передал чувство пути и солнцепеков азиатских степей, опираясь на образы паровоза С или старого СВ, увиденные через призму информационных заметок и литературных репортажей.

Первый эскалатор столичного метро

Александр Лабас. Метро. 1935. Государственная Третьяковская галерея 

Александр Лабас. В метро. 1940-е. Частное собрание 

Александр Лабас. В метро. 1972. Государственная Третьяковская галерея 

Лабас также сфокусировал свое внимание на новаторском проекте — первом советском эскалаторе. И хотя картина названа лаконично — «Метро», в ней художник подчёркивает динамику и легкость движущейся лестницы, ярко выражая интерес к механическим чудесам. Метро начали строить в 1931 году и открыли в мае 1935 года. Уже тогда работали лишь 13 станций, из которых эскалаторы были установлены на четырех: это стало новым шагом в развитии транспорта.

Эскалаторы, изображенные Лабасом, изготовлялись в период 1935-1949 годов. Сегодня они уже не сохранились, однако, некоторые детали, вобравшие авангардные черты нового времени, поддерживаются в современных проектах, как, например, на станции «Парк Победы», где фоны освещения подобны тем, что можно увидеть на работах Лабаса.