Эта картина шокировала всех: загадка XVIII века разгадана?

Петровские реформы и открытие «окна в Европу» произвели глубокие изменения в российской культуре, затронувшие также и искусство изобразительное. Русские мастера живописи установили контакты с зарубежными художниками, иностранные творцы начали сотрудничать при царском дворе. Становление новых стилей, жанров, открытие Академии художеств и первых галерей — проследим ключевые этапы развития искусства русской живописи в XVIII веке.

Зарубежные менторы и формирование нового художественного поколения

Иван Никитин. Портрет Петра I. Русский музей, Санкт-Петербург Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. Русский музей, Санкт-Петербург Иван Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор. Русский музей, Санкт-Петербург

При правлении Петра Великого представителей различных профессий, в том числе художников, направляли за границу для повышения квалификации. Компенсировав им затраты на обучение, государство предусматривало развитие таланта у так называемых «пенсионеров». Среди первых набравших новый опыт в Европе в 1715 году были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Обучавшись в Италии, Никитин стал одним из создателей русской портретной школы, в то время как Матвеев, вернувшись из Голландии, создал первый автопортрет в истории русской живописи.

Русские живописцы, погружаясь в европейскую художественную среду, не только впитывали французские и английские эстетические концепции, но и развивали свои уникальные техники. Несмотря на влияние модных западных стилей — барокко, рококо, маньеризма и классицизма, — они сохраняли элементы родной иконописи.

Иностранные художники принимали активное участие в российской культурной жизни, таким образом, их работы в России стали называться «россика». Среди первых иностранных мастеров, работавших здесь, были Луи Каравак и Иоганн Готфрид Таннауэр.

Эволюция жанров: от портрета к городскому пейзажу

Неизвестный художник. Парсуна. Чухл. краеведческий музей, Костромская обл. Теплов Григорий. Натюрморт. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной. Третьяковская галерея, Москва

С наплывом свежих идей в XVIII веке живопись переживала бум разнообразия стилей и направлений. Портретная живопись, в особенности камерные портреты, стала особенно популярной, представленной такими мастерами, как Алексей Антропов и Иван Аргунов. Одновременно развивались жанры натюрморта, пейзажа и бытовой сцены, где выделились работы Григория Теплова и Михаила Шибанова.

В этот период время лишь утверждало романтичность городской среды, вдохновляя таких художников, как Федор Алексеев. Его работы открыли вид на городской пейзаж, знакомства с которым продолжили будущие поколения живописцев.

Академия художеств и первые галереи: новое отношение к искусству

Федор Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. Третьяковская галерея, Москва Владимир Боровиковский. Портрет Елены Нарышкиной. Третьяковская галерея, Москва Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. Третьяковская галерея, Москва

Восприятие живописи в XVIII веке коренным образом изменилось: она стала считаться полноправной профессией. Создание Академии художеств в Санкт-Петербурге стало важным шагом, способствовавшим профессиональному обучению художников по европейским образцам. Академия привлекала студентов со всей империи, а также иностранных преподавателей.

Дворец Петра начат формировать первые крупные художественные коллекции, которые со временем развивались и при его преемниках. Императрица Екатерина Великая содействовала формированию одного из крупнейших художественных фондов мира, создавая основу для будущего Эрмитажа.