Эта картина шокировала всех: загадка XVIII века разгадана?
Петровские реформы и открытие «окна в Европу» произвели глубокие изменения в российской культуре, затронувшие также и искусство изобразительное. Русские мастера живописи установили контакты с зарубежными художниками, иностранные творцы начали сотрудничать при царском дворе. Становление новых стилей, жанров, открытие Академии художеств и первых галерей — проследим ключевые этапы развития искусства русской живописи в XVIII веке.
Зарубежные менторы и формирование нового художественного поколения
При правлении Петра Великого представителей различных профессий, в том числе художников, направляли за границу для повышения квалификации. Компенсировав им затраты на обучение, государство предусматривало развитие таланта у так называемых «пенсионеров». Среди первых набравших новый опыт в Европе в 1715 году были Иван Никитин и Андрей Матвеев. Обучавшись в Италии, Никитин стал одним из создателей русской портретной школы, в то время как Матвеев, вернувшись из Голландии, создал первый автопортрет в истории русской живописи.
Русские живописцы, погружаясь в европейскую художественную среду, не только впитывали французские и английские эстетические концепции, но и развивали свои уникальные техники. Несмотря на влияние модных западных стилей — барокко, рококо, маньеризма и классицизма, — они сохраняли элементы родной иконописи.
Иностранные художники принимали активное участие в российской культурной жизни, таким образом, их работы в России стали называться «россика». Среди первых иностранных мастеров, работавших здесь, были Луи Каравак и Иоганн Готфрид Таннауэр.
Эволюция жанров: от портрета к городскому пейзажу
С наплывом свежих идей в XVIII веке живопись переживала бум разнообразия стилей и направлений. Портретная живопись, в особенности камерные портреты, стала особенно популярной, представленной такими мастерами, как Алексей Антропов и Иван Аргунов. Одновременно развивались жанры натюрморта, пейзажа и бытовой сцены, где выделились работы Григория Теплова и Михаила Шибанова.
В этот период время лишь утверждало романтичность городской среды, вдохновляя таких художников, как Федор Алексеев. Его работы открыли вид на городской пейзаж, знакомства с которым продолжили будущие поколения живописцев.
Академия художеств и первые галереи: новое отношение к искусству
Восприятие живописи в XVIII веке коренным образом изменилось: она стала считаться полноправной профессией. Создание Академии художеств в Санкт-Петербурге стало важным шагом, способствовавшим профессиональному обучению художников по европейским образцам. Академия привлекала студентов со всей империи, а также иностранных преподавателей.
Дворец Петра начат формировать первые крупные художественные коллекции, которые со временем развивались и при его преемниках. Императрица Екатерина Великая содействовала формированию одного из крупнейших художественных фондов мира, создавая основу для будущего Эрмитажа.